© В.К. Петросян (Вадимир) © Lag.ru [Large Apeironic Gateway, Большой Апейронический Портал (Шлюз), Суперпортал в Бесконечность].
При копировании данного материала и размещении его на другом сайте, ссылка на портал Lag.ru обязательна
2 июня 2020
Неподписание Пакта 4-х как упущенная возможность мировой гегемонии
Abstract
Цель настоящей статьи — анализ одного малоизвестного эпизода из истории дипломатии 20 века, который, однако, мог иметь первостепенное значение для всего человечества.
Речь идет о готовившемся, но не подписанном (из-за неуемной геополитической жадности и обусловленной ею беспричинной истерики А. Гитлера) и, соответственно, не вступившем в силу «Пакте четырех держав» как об уникальном по своей значимости соглашении, которое — потенциально — могло существенно поспособствовать военному и экономическому поражению, а также полному геополитическому переформатированию англо-саксонского мира (неформальное единство США, Великобритании и их англоязычных союзников), лишив его традиционной двухсотлетней роли ведущего субъекта (гегемона) мировой истории.
Основной вывод статьи состоит в том, что в результате конфликта между Германией и СССР, начавшегося вслед на этим событием, проиграли обе названные стороны и, напротив, сказочно обогатился во всех смыслах англо-саксонский мир, до сих пор пожинающий «лавры победителей» в Супервойне (2МВ), которую он не выигрывал.
А. Гитлер же (как и Германия в целом) стал «ЛЕДОКОЛОМ», как это и всегда бывало в истории, но не «ЛЕДОКОЛОМ» Сталина, как это хотел (и хочет) представить В. Суворов (Резун), а «ЛЕДОКОЛОМ» англо-саксонского мира, имеющим целью (осознанной или неосознанной — неважно) серьезное геополитическое, военное и экономичекое ослабление Германии и СССР.
При этом конечным итогом глобального геополитического взаимодействия должен был стать (и стал) «Мир по Американски» (Pax Americana).
И если СССР в этой всемирной бойне выжил и стал еще сильнее, создав вполне эффективный «Мир по Советски» (Pax Sovietica), который был разрушен исключительно силами внутренних предателей в 1991 г., то Третий Рейх, представлявший собой на ранних этапах своего существования, образец суперуспешной геополитики, канул в Лету, безо всякой возможности реинкарнироваться в Четвертом Рейхе.
********
Обсуждение Пакта 4-х
«ПАКТ ЧЕТЫРЕХ ДЕРЖАВ»: нереализованная возможность сокрушения странами «СуперОси» англо-саксонского мира в 40-гг. ХХ века
При анализе событий середины ХХ века важно понимать, что человеческий мир в то время был очень странной общественно-политической конструкцией, в которой все союзы, коалиции и прочие геополитические формирования были очень «подвижными» и могли многократно перекраиваться в течение одного-двух лет.
В настоящее время, впрочем, ничего не изменилось.
Так, сегодня Россия может вовсю «заигрывать» с Китаем, а тот — отвечать России взаимностью, но — через малый промежуток времени — тот же Китай, сговорившись со Штатами, легко может вцепиться хорошо ныне наточенными «зубами» в российскую территорию и «отгрызть» ее по самый Байкал (если только не по Уральские горы).
Человечество, идеал объединения наций
Как известно, ни у одной страны мира нет постоянных союзников. Есть только постоянные геополитические и экономические интересы. Да и то они являются «постоянными» только в меру их понимания ведущими политиками и соответствующей национальной элитой.
Соответственно, тот факт, что СССР оказался в реальной Второй мировой войне на стороне так называемой Антигитлеровской коалиции, не имеет никакого серьезного исторического и геополитического значения в том смысле, что члены названной коалиции в реальности не питали друг к другу никаких дружеских чувств (особенно — англо-саксы к СССР).
Об этом, в частности, красноречиво свидетельствует ясно выраженное и сформулированное на документальном уровне намерениеСШАи Великобритании(сразу после окончания Второй мировой войны) напасть на своего верного союзника в битве с Германией — Советский союз, воплощенное в комплексе весьма серьезных военно-политических разработок, главной из которых был план операции «Немыслимое» (англ. Operation Unthinkable).
И когда И. Сталин (не без пафоса) публично рассуждал о взаимных обязательствах и обязанностях союзников, это выглядело довольно комично. Да он и сам — скорее всего — не сильно обольщался по данному поводу. А речи его перед «союзниками» — хвалебные и оптимистичные — всегда были больше похожи на тосты …
Сказанное свидетельствует о том, что реальная история могла быть совсем иной.
И это полностью подтверждается историей переговоров по «Пакту четырех держав«.
Начнем с отношения СССР (и его лидеров) к фашистской Германии. Следует сказать, что в конце 30-х гг. оно было совсем иным, чем в ходе ВОВ и сразу после Нюрнбергского процесса.
Так, В.М. Молотов говорил в 1939 г.:
Наши отношения с Германией, как я уже сказал, улучшились коренным образом. Не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за «уничтожение гитлеризма»…
— Выступление В.М. Молотова // Внеочередная пятая сессия Верховного Совета СССР 31 октября — 2 ноября 1939 г. Стенографический отчет. Издание Верховного Совета СССР 1939 г. сс. 7 — 24
— Интересно, не правда ли? Как видим, в то время «гитлеризм» не
считался идеологической и политической элитой СССР чем-то абсолютно чудовищным, требовавшим уничтожения любой ценой. Более того, при определенных условиях не исключались даже союзнические отношения.
Об одной из таких попыток налаживания стратегических союзнических отношений между Германией и СССР и пойдет речь в настоящей статье.
В конце 1940 года СССРистранами Оси былподготовлен и обсуждался на самом высоком уровне Пакт четырёх держав Оси — проект договора о дружбе и экономической поддержке, предусматривавший даже возможность ведения совместных боевых действий против третьих стран.
Проектом Пакта предусматривалось создание крупного военно-политического альянса, направленного на завоевание и дележ Восточного полушария Земли странами-подписантами (нацистской Германией, фашистской Италией, Японией и СССР).
Неявно подразумевалась (как само собой разумеющееся) и последующая глобальная борьба не на жизнь, а насмерть с англосаксонским миром.
Согласно проекту Пакта четырёх держав Оси, предполагалось, что — как и в случае с Пактом трёх держав — страны-подписанты должны будут помогать друг другу в политической и экономической сферах. Кроме того, между ними разделялись сферы влияния в мире.
12 ноября 1940 года Адольф Гитлер сделал предложение Вячеславу Молотову, находившемуся в это время с визитом в Берлине, о присоединении СССР к странам Оси в качестве полноправного члена данного альянса.
По большому счету, главное, что тогда (по замыслу) получал СССР, — была отсрочка нападения А. Гитлера на Советский Союз (вполне возможно — до момента разгрома Англосаксонского блока (США, Великобритании и ее доминионов). Все разговоры о «разделения сфер влияния в мире» в рамках подготовки Пакта 4-х были просто пустой оболочкой, вуалировавшей замысел переноса противостояния Германии и СССР в сферу противостояния Союза Германии и СССР (частично — Японии) с Англосаксонским альянсом.
Так или иначе, в плане разделения сфер влияния в мире смысл Пакта состоял в следующем. Германия и Италия получали под свое безраздельное влияние Западную, Севернуюи частично Южную Европу, а также Африку; СССР доставались Восточная Европа, частично Южная Европа, частично Северная Европа, Западная Азия, Средняя Азия и Индийский океан; Япония получала ВосточнуюиЮго-Восточную Азию, а также Тихий Океан.
СССР в принципе согласился принять условия проекта пакта четырёх держав (по большому счету, они были просто великолепными), но выставил (возможно — не вполне обдуманно, без учета возможной неадекватной реакции фюрера) некие дополнительные геополитические пожелания, которые оказались неприемлемыми для Германии. В частности, СССР потребовал, чтобы:
(а) немецкие войска были выведены из Финляндии, представляющей сферу влияния СССР согласно Пакту Риббентропа-Молотова;
(б) была обеспечена безопасность СССР в проливах, а также созданы военная и военно-морская базы СССР в районе Босфора и Дарданелл «на началах долгосрочной аренды»;
(в) сферой законных интересов СССР был признан район к югу от Батуми и Баку в общем направлении к Персидскому заливу;
(г) Япония отказалась от своих концессионных прав по углю и нефти на Северном Сахалине «на условиях справедливой компенсации».
Указанные геополитические требования СССР, показались Германии чрезмерными и неприемлемыми.
Германия без комментариев и дальнейших обсуждений отвергла предложения СССР, а месяц спустя А. Гитлер принял к реализации план войны против СССР.
Вокруг «Пакта четырех держав» до сегодняшнего дня существует достаточно много «темных пятен», однако даже открытые факты позволяют сделать ряд далеко идущих выводов.
Весьма любопытны, в частности, некоторые подробности, содержащиеся в отчете Молотова Сталину о беседе с Гитлером по вопросу о «Пакте четырех»:
Как написал Молотов в отчете Сталину, «главное время с Гитлером ушло на финский вопрос». Другим ключевым вопросом, судя по протокольным записям бесед, оказались Балканы. В сентябре 1940 года Германия гарантировала неприкосновенность границ Румынии и ввела на ее территорию свои войска. Молотов заявил, что СССР усматривает в этом нарушение условий советско-германского пакта, поскольку Москва, присоединив к себе Северную Буковину, претендует и на Южную, следовательно, не считает вопрос о границах Румынии закрытым. Немцы сослались на свою крайнюю заинтересованность в нефтяных месторождениях Плоешти, а также на то, что в секретном протоколе к пакту Молотова-Риббентропа речь шла только о Бессарабии, Буковина же не упоминалась вовсе. Во всех случаях советские представители выдвигали все новые и новые требования, которые оказывались все более неприемлемыми для Германии.
В какой-то момент Гитлер осведомился, не слишком ли много желает получить Советский Союз. Молотов ответил, что Германии в этом смысле не пристало жаловаться, она за последние месяцы приобрела в Европе гораздо больше.
«Но мы воюем, а вы − нет! — заорал выведенный из себя фюрер. — Мы оплачиваем все приобретения кровью наших солдат!».
Вот так банально (и — к тому же — на откровенно «истерической ноте«, если источники не «врут») закончились переговоры между Германией и СССР по вопросу создания величайшего в мире геополитического и военного альянса, способного завоевать реальное мировое господство.
Как это все можно проинтепретировать с точки зрения упущенных сторонами возможностей?
Безусловно, проиграли обе стороны. СССР лишился столь необходимого ему времени на подготовку к Большой Войне (против кого — не важно). СССР лишился, кроме того, суперзаманчивых перспектив вовлечения в свою сферу влияния огромных новых территорий и народов (хотя эти предложения были, со стороны Гитлера, скорее всего, пустой «завлекалочкой«, которую он бы оспорил сразу после совместной победы над англо-саксами).
Но А. Гитлер проиграл гораздо больше.
Он не мог не понимать, что единственным шансом реально победить Англо-саксонский мир и обеспечить долгосрочное процветание Германии на базе огромного количества новых и старых колоний для него был Пакт (Альянс) с СССР.
И наоборот, отсутствие такого союза означало для него верную гибель, поскольку сразу после неудачи в переговорах Гитлер был вынужден форсировать подготовку к войне с СССР, то есть стать безвольным «ЛЕДОКОЛОМ» англо-саксонского мира.
И даже если бы он эту войну (с СССР) и выиграл ценой неимоверных потерь, его в скором времени после этого ждала неизбежная грандиозная битва с англо-саксами, в которой он, полностью обессиленный предыдущей войной, гарантированно бы проиграл.
Был ли в этой ситуации «виноват» СССР, выдвинувший априори невыполнимые требования? Разумеется, предложения Германии были настолько перспективными, что, возможно, СССР и не следовало «обострять ситуацию». Надо было (по всей видимости) сразу соглашаться с условиями вступления в Ось, предложенными Германией.
Но, с другой стороны, А. Гитлер мог бы и неистерить, а спокойно изложить свою позицию и потребовать существенной корректировки требований СССР по наиболее значимым для Германии вопросам. Вот если бы — в конечном итоге — ситуация полностью «зашла в тупик» и не было бы другого выхода (кроме полного разрыва отношений и войны), тогда да, можно было сказать, что во всем этом виноват СССР.
Но Молотов со Сталиным с нетерпением ждали продолжения переговоров и, видимо, готовы были пойти на большие уступки в целях подписания «Пакта четырех» и выигрыша времени для подготовки к Большой Войне.
Но, как говорится, не судьба…
Вадим Кармленович Петросян (с) 2020.